onfi.nexatron.ru

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение? Я — за! (Мой первый опыт)

 

Компания «Ваш репетитор» всерьез взялась за внедрение дистанционного обучения. Считаю, что это очень перспективная форма работы, значительно расширяющая наши возможности как образовательного учреждения.

Подобно всякому обучению вообще, дистанционное обучение — двусторонний процесс. Одна сторона — ученик, другая — учитель, преподаватель, репетитор. Мне довелось побывать в «шкуре» и того, и другого. Поэтому мой опыт может оказаться особо полезным.

До прихода в Компанию я знала о дистанционном обучении лишь понаслышке. Впервые такую форму работы мне по необходимости пришлось применить на практике несколько лет назад — в качестве ведущего тренинги со стажерами-администраторами. Почему по необходимости?

Во-первых, потому, что некоторые из них жили слишком далеко и не могли ездить ко мне почти каждый день на тренинги. Во-вторых, среди стажеров были и инвалиды-колясочники, а они тем более никуда бы не поехали. И сама я — тоже инвалид (поэтому занятия провожу на дому). Вот почему впервые в своей работе я тогда и использовала программу Skype. Оказалось, что заниматься так достаточно удобно: сидишь себе дома с чашкой кофе и бутербродом, перед тобой открыта нужная страница в Интернете, и ты только объясняешь стажеру, какие кнопки нажимать.

Правда, некоторое неудобство всё же ощущалось. В частности, мы не смогли воспользоваться web-камерой, так как она очень плохо передавала и искажала изображение человека на том конце связи, при этом звук отставал от произносимых губ. Я не видела собеседника, он — меня, приходилось разговаривать как будто с собой. Иногда достаточно было бы ткнуть пальцем в экран, а такой возможности не было и приходилось подолгу что-то объяснять.

Но самое сложное для меня было в том случае, когда у обучающегося не имелось специальной гарнитуры (наушников с микрофоном). Он говорил в отдельный микрофон, а слушал меня через колонки. Кто знает эти тонкости, меня поймет. Получалось так, что я как будто находилась в страшном потоке мчащихся машин. Вокруг меня стоял жуткий грохот, и я пыталась что-нибудь расслышать в этом аде. По нескольку раз переспрашивала собеседника, но улавливала сказанные им слова с трудом. Естественно, после таких напряженных занятий голову ломило, первое время я буквально валилась на диван и больше ничего не могла делать.

Прошло года два и мне пришлось снова вспомнить о преподавании по Skype — теперь уже в качестве репетитора. Моя ученица Настя жила на другом конце Москвы — в районе Варшавки. Они с мамой выбрали меня на сайте и каждую неделю ездили ко мне заниматься на дом. Девочку я учила грамматике, а что делать с мамой? По ее словам, она очень уставала на работе, и я укладывала ее тут же спать на диване, накрыв одеялом. Через два часа, по окончании занятий будила ее, а она, с удовольствием потягиваясь и немножко отдохнув, спрашивала, не хотим ли мы еще посидеть и поработать, чтобы она могла… досмотреть сладкий сон!

Сама Настя очень уставала от уроков в школе, домашних заданий, долгой дороги ко мне и …от занятий со мной. С каждым приездом ко мне ей становилось всё хуже. Это была уже не живая, веселая девочка, а уставшая ученица с синими кругами под глазами. Ее привозили теперь на машине, а мама ожидала свою дочь в магазине напротив. Ученица занималась полусидя-полулежа в кресле: у нее что-то было со здоровьем, и она ходила на «иглоукалывание».
Однажды я сказала ее маме Оле (мы стали уже подругами), что больше не могу видеть усталого, умоляющего лица девочки и что следующее занятие мы начнем дистанционно. Рассказала о своем небольшом опыте дистанционного обучения, объяснила, как установить программу Skype, какую приобрести и подключить необходимую гарнитуру, как надо ею пользоваться.

Так мы провели с Настей еще 5 занятий. Слышимость была отличной, мы тихо и ненапряженно переговаривались в микрофон. Делали задания по учебнику для 9-го класса, в основном — грамматику. Настя слушала мое объяснение, получала задание, затем мы отключались на 5–10 минут, чтобы она могла подготовить ответ или отработать упражнения. Время пролетало незаметно.

Ученица неплохо владела и самой печатью на компьютере. Я давала ей задание — выполнить упражнение в письменном виде, а она печатала их в чате Skype и тут же «показывала». Иногда мы делали работу «учитель–ученик=творчество!». Я сочиняла и печатала в чате свои варианты, например, начало предложений на отработку модальных глаголов, а она отправляла свои. Затем мы искали ошибки, сверяли варианты, оценивали лучший и поздравляли друг друга.

Девочке очень нравилось. Главное для нее, что она совершенно не уставала. Мне самой тоже всё больше нравилась новая для меня форма обучения. Могут спросить: как производилась оплата? Раз в неделю по факту проведенных занятий. Маму я научила покупать карточки Яндекс и сообщать мне их номера.
В тот же период я решила подключить к дистанционному обучению еще одного ученика — Владика из пригорода Москвы. Сначала он тоже ездил ко мне — один раз в неделю, но утомительные занятия в школе превратили его из хорошего ученика в плохо соображающего и спящего на ходу мальчика. Предложила его родителям тот же вариант. Мальчик оживился, услышав, что не надо ездить по субботам, когда он хочет поспать всласть. Мы стали заниматься с ним по Skype 1–1,5 часа.

Потом я несколько усложнила эксперимент с дистанционным обучением. Не стала говорить ни Насте, ни Владику, что буду заниматься с ними в одно и то же время, а сама работала параллельно с двумя сразу. Одному ученику объясняла материал, давала ему задание и отключалась от него, но не более чем на 5 минут. Затем подключалась к другому и работала уже с ним. Потом ему тоже давала задание, отключалась минут на 5 и снова занималась с первым.
Вот так проходили полтора-два часа стремительной работы с обоими учениками. Поначалу было трудно переключаться с одного на другого, но в итоге обнаружилось, что это всё же несложно: надо лишь приобрести некоторый опыт.

Правда, занималась так с учениками недолго. Настя переехала в новую квартиру, где Интернета еще не было, а Владик не стал заниматься из-за нагрянувшего кризиса.

Особенно интересно, что опыт работы по Skype пригодился мне не только в качестве репетитора, но и в ином смысле — в качестве… ученика! Случилось так, что около года назад я решила создать свой собственный сайт english-for-parents.ru и за истекшее с тех пор время многое успела сделать сама: отработала его структуру, наполнила его различными материалами и т.д. Но в новой для меня работе встретила некоторые технические трудности. Поэтому вынуждена была пригласить к себе репетитора по информатике и программированию, а сама на время стать ученицей. Обратилась через нашу Компанию к нескольким московским репетиторам. Поставила перед ними четкую задачу: не нужно, чтобы они что-то делали за меня на сайте, но мне важно научиться с их помощью делать всё самой.

Так я занималась с ними в течение почти года. Мы работали главным образом над моими flash-роликами на сайте. Но занятия были утомительные, так как сидели рядышком, не отрываясь от монитора компьютера, по 2–2,5 часа, а иногда и более. Главное же — работали несистематически. Один был слишком занят или внезапно уезжал куда-то, не поставив меня в известность, выполнял мои просьбы подолгу. Другой еще сам не вполне владел моим материалом, поэтому учился вместе со мной. Третий…

Словом, мне в голову пришла светлая идея! А почему бы не пригласить в репетиторы преподавателей из региональных отделений Компании? Составила заявки, в которых указала все нужные мне параметры и отправила их в разные города. Откликнулись несколько человек. Я выбрала двоих — Юрия Вторушина из Екатеринбурга и Урала Карипова из Уфы — и стала заниматься с ними одновременно, но по разным проблемам.

Как мы работаем? Так как я по-прежнему в основном живу на даче с родителями, то на модеме использую чат или электронные письма. Пишу конкретный вопрос, как мне научиться делать то или другое. Репетитор сообщает ответ, а иногда составляет подробную, пошаговую инструкцию. Я выполняю задание и отправляю репетитору. Жду ответа: «Да, получилось» или «Нет, давайте еще раз».

Раза-два в неделю мы с родителями выезжаем по делам в Москву, и я заранее обговариваю с репетиторами, что буду общаться с ними по Skype. Там мы особенно активно беседуем, посылаем друг другу ссылки, скриншоты, файлы (либо по почте, либо через Skype, либо файлы предварительно закладываются в файлообменник). Например, внедрение в структуру сайта и подключение первых звуковых файлов «Голоса природы» на моем сайте — делали исключительно по чату. Мы перекидали с Юрой друг другу много вопросов и ответов, а я отправляла ему образцы выполненных мною работ.
Что касается репетитора с необычным именем Урал, то он помогает мне исправлять ошибки во flash-роликах моей программы «Живой алфавит» — частично при помощи писем (иногда с емкими, подробными инструкциями), частично через живое общение «в наушниках». Жаль, что он уезжает учиться в Германию, и мне приходится снова искать себе репетитора.

В итоге дистанционных занятий я не устаю от них. Могу выполнять работу даже ночью. Если в это время мой репетитор не спит (разница поясов!), задаю ему очередной вопрос и тут же получаю ответ, как сделать лучше. Оплату произвожу незамедлительно — через кошелек Яндекс.
Здесь мне не требуется подключать web-камеру (хотя она у меня есть), потому что незачем смотреть друг на друга. А если еще в квартире летом жарко, и ты сидишь в неглиже, то… тем более можно «принять» репетитора, отключив предварительно камеру! :)
Считаю, что занятия проходят комфортно, спокойно и интересно. Я ни на что не отвлекаюсь, так как перед мной только экран монитора, а я шаг за шагом продвигаюсь в своих проектах.

Предполагаю и впредь продолжать дистанционные занятия с моими репетиторами. А сама — уже как репетитор — хотела бы использовать в будущем различные презентации или наглядные материалы. Потихоньку готовлю их к началу учебного года.

Кстати, через Mail.ru ко мне обратилась девушка из Украины: она хочет обучаться английскому дистанционно. Вопрос только в организации занятий и… в оплате :)
Конечно, в дистанционном обучении есть и некоторые неудобства, и даже трудности. Всё-таки плохо, что нет непосредственного контакта с собеседником, не видишь выражения его лица и т.д. Не всегда ученик хорошо владеет компьютером. Времени в целом уходит несколько больше, так как неизбежны перерывы в работе. Но недостатки с лихвой окупаются преимуществами.

Осмысливая свой первый, хотя и небольшой, но довольно разнообразный опыт дистанционного обучения, троякий — в качестве ведущего тренингов для стажеров-администраторов, репетитора и даже ученика, — прихожу к следующим выводам.

Дистанционное обучение — очень современная, доступная многим, удобная и ненапряженная форма работы.

Современная — потому, что основана на использовании новейших компьютерных и интернет-технологий, а за ними будущее.

Доступная, так как ею может воспользоваться любой желающий из любого уголка страны и мира. Например, ученик из Владивостока захотел учиться у преподавателя из Москвы (или даже из-за границы — например, из Англии). И что ему делать? Ехать в Москву, в Лондон и пр.? Нет! Он запускает бесплатную программу Skype, покупает гарнитуру, а она весьма не дорогая, и… обучение началось. Немедленно! Мгновенно!! А если еще и купит web-камеру?! Видеосвязь обеспечивает наглядность: учитель видит ученика, а ученик — учителя, его губы, следит за произношением и пр. Надо еще учитывать, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься только дистанционно. Они же не в состоянии никуда ехать. Для них и надо создавать такие условия. Идеальный вариант — дистанционное обучение.

Кроме прочего, это удобная форма, поскольку преподаватель и ученик не выходят каждый из своей квартиры, устраиваются за компьютерами, в креслах, можно с чашкой чая (кофе), и ведут настоящий урок.

Наконец, это форма ненапряженная: преподаватель дал задание ученику и тут же отключился от него. Он не стоит над душой ученика, а тот свободно думает, составляет ответы, пишет упражнение. Когда ученик готов, он вновь подключается, а преподаватель проверяет его знания. Может быть задан встречный вопрос: а вдруг ученик за это время подглядел ответы в «ключах»? Да, такое возможно, но это значит, что он сам у себя крадет знания…
Как и о всяком новом деле, о дистанционном обучении пока нет единого мнения. Находятся даже люди, которые выступают против него, полагая, будто таким способом по-настоящему научить человека — невозможно.
Учитывая свой первый опыт, я, наоборот, — за!

    

 

 

Ваши комментарии: